"Информационные системы и программирование"
ФГОС «Информационные системы и программирование»
Учебный план
Презентация. 09.02.03 «Информационные системы и программирование»
Буклет о специальности
XXI век характерен бурным развитием информационных технологий. Сегодня в современном обществе невозможно представить любое предприятие, организацию, техно-логический процесс или производство, учебный процесс или индустрию развлечений без использования компьютерной техники и программного обеспечения. Информационные технологии, совершенствуясь сами, видоизменяют бизнес: механизмы его ведения, способы коммуникации, оказания услуг и производства товаров – идет построение инфор-мационного общества. Именно поэтому специальность является одной из наиболее востребованных не только в России, но и в мире.
Область профессиональной деятельности выпускников: совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем.
Присваиваемая квалификация – техник-программист. Срок обучения на базе 9 классов – 3 года 10 месяцев.
В период обучения кроме специальности «Техник-программист» студенты дополнительно получают рабочую профессию: оператор электронно-вычислительных машин.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
• компьютерные системы;
• автоматизированные системы обработки информации и управления;
• программное обеспечение компьютерных, систем (программы, программные комплексы и системы);
• математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;
• первичные трудовые коллективы.
Техник-программист готовится к следующим видам деятельности:
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.
Разработка и администрирование баз данных.
Участие в интеграции программных модулей.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Техник-программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
• Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
• Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
• Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
• Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
• Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
• Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
• Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
• Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.
• Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
• Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
• Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
• Выполнять тестирование программных модулей.
• Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
• Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
Разработка и администрирование баз данных.
• Разрабатывать объекты базы данных.
• Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (СУБД).
• Решать вопросы администрирования базы данных.
• Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
Участие в интеграции программных модулей.
• Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
• Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
• Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных-средств.
• Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
• Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.
• Разрабатывать технологическую документацию.
Основная обязанность программиста – разработка программного обеспечения (софта) для ПК, телефона и других программируемых устройств.
Системный программист работает над созданием и сопровождением системного программного обеспечения – операционной системы, работает с сетями.
Прикладной программист работает над прикладными программами, необходимыми для работы компании: с помощью которых пользователь может вводить текст, создавать картинки, слушать музыку, играть в игры, смотреть фильмы, пользоваться Интернетом и электронной почтой.
Web-программист занимается созданием и технической поддержкой web-сайтов. В некоторых случаях в обязанности web-программиста также входит создание web-дизайна.
Профессионально важные качества. Аналитический склад ума, абстрактное, словесно-логическое мышление, словесно-логическая память, концентрация, распределение внимания, воображение; математические, технические и вербальные (словесные) способности; развитая мелкая моторика рук, деловая речь, а также органы чувств – зрение, слух; спокойствие, терпение и умение думать и решать за пользователя причем на всех этапах проектирования и внедрения. Должен уметь и желать постоянно учиться, осваивать вещи с нуля. Должен уметь найти нужную информацию. Очень важно уметь работать длительное время над «неинтересной» или рутинной задачей, с детальной, монотонной проработкой всех возможных ситуаций. Зачастую при написании кода приходится продумывать все ситуации, даже самые невероятные и глупые на первый взгляд. Знания английского языка, уметь грамотно писать и воспринимать речь на слух. Иметь общее представление об устройстве компьютера. Это позволяет писать оптимальные программы. Кроме этого, для некоторых областей (игры, приложения реального времени, высоконагруженные системы) нужно очень хорошо разбираться в тонкостях процессов. Однако в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения.
Выпускники могут работать:
техниками-программистами: в информационно-вычислительных центрах крупных предприятий, в цехах и подразделениях по сбору и обработке информации, по обслуживанию программных средств автоматизации в офисах и малых фирмах;
операторами рабочих станций и издательских контор;
специалистами по ведению компьютерного делопроизводства;
в фирмах по разработке и распространению программного обеспечения;
в организациях, предоставляющих Internet - услуги;
в организациях, занимающихся сборкой и реализацией вычислительной техники.